Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ основная версия

Служба медиации

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет медиацию как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиация – это переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника — нейтрального лица (медиатора). Метод медиации основан на неукоснительном соблюдении принципов и правил, четком следовании определенной процедуре. Это обеспечивает участникам конфликта гарантии безопасности и соблюдения интересов. Главное преимущество процедуру медиации состоит в том, что она способствует решению проблем, которые лежат в основе конфликтов.

ДОКУМЕНТЫ

МЕТОДОЛОГИЯ

Что обеспечивает устойчивость Служб школьной медиации?

  1. Деятельность служб школьной медиации невозможна без поддержки администрации школы, поскольку службе нужно выделить место для проведения медиаций, собраний команд школьников-медиаторов, руководителю службы необходимо пройти обучение, а затем иметь в своем расписании время для работы в службе.
  2. Медиация привлекательна своей новизной, актуальностью и базовыми принципами (добровольность, конфиденциальность, равноправие участников, нейтральность медиатора вызывают доверие к службе).
  3. Устойчивость служб школьной медиации во многом, обеспечивается личной мотивацией и заинтересованностью педагогов и учащихся в результатах работы службы.

Программы развития медиации ровесников
Медиация между учениками, где медиатором является ровесник, может быть использована для урегулирования конфликтов, возникающих в случаях обзываний, распускания слухов, угроз, ссор, а также порчи или кражи личного имущества, потасовок и драк.

Как правило, взрослые не обращают внимания на эти конфликты, в течение длительного времени противоречия игнорируются и самими сторонами конфликта, пока какой-нибудь случай не приведет к взрыву эмоций, открытому противостоянию. Тогда учителя, администрация и родители начинают выяснять, что произошло, «искать виноватого, наказывать невиновного» и так далее.

Школьники также самостоятельно, без участия взрослых, разбирают конфликты, и даже приглашают посредников – ребят из своего окружения – чтобы «рассудить конфликт». Из собственного личного школьного опыта, из литературных источников, взрослые представляют, что может произойти на этих «переговорах», и, по-возможности, пресекают проведение этих встреч. С другой стороны, ребята нуждаются в приобретении собственного опыта урегулирования конфликтов, и в случае, если они пойдут после школы «выяснять отношения» куда-нибудь «за гаражи», хочется, чтобы они знали и умели использовать современные инструменты разрешения конфликтов. Навыки анализа ситуации, грамотная коммуникация, самоконтроль и ответственность - помогут «переговорщикам» использовать силу слова, контролировать ситуацию, избежать драк и насилия.

Но, основной целью внедрения школьной медиации является создание такой атмосферы и таких условий в школе, чтобы у ребят не возникало необходимости уходить из школы для выяснения отношений. Каждый учащийся должен иметь возможность обратиться за помощью в урегулировании конфликта в Службу медиации своей школы и выбрать медиатора, с которым ему было бы удобно решать свою проблему – взрослого или кого-нибудь из школьников.

Таким образом, в рамках деятельности Службы школьной медиации для ребят создаются условия, в которых они приобретают собственный опыт урегулирования конфликтов сначала на занятиях с классом, потом на школьных соревнованиях, потом в качестве члена СШМ – на районных Турнирах школьных команд медиаторов, затем на межрайонных соревнованиях. Также ребята могут пройти подготовку по программам медиаторов-ровесников и стать школьным медиатором.

Членство в Службе школьной медиации позволят выбрать интересующие направления работы и проявить себя в школьных исследованиях, в творческих работах по разработке логотипа службы, созданию видеоролика, буклета о деятельности службы и пр.

Участие ребят в программах Службы школьной медиации развивает навыки, важность которых в жизни сложно переоценить. Во-первых, это навыки общения: понимание границ, контекста общения, понимание разницы между межличностными и объектными типами отношений и осознанное поддерживание именно межличностных отношений. Во-вторых, личностные навыки: самоконтроль, способность действовать в ситуациях неопределенности (генерировать идеи, анализировать ситуации, принимать решения). В–третьих, навыки урегулирования конфликтов: использование оптимальных стратегий поведения в конфликте, способность видеть в конфликте возможности для решения проблем, лежащих в его основе.

К чему должен быть готов медиатор-ровесник

Медиатор-ровесник должен уметь видеть конфликт, отличать его от обычной активности ребят (например, дружеской «возни»), уметь компетентно предложить свою помощь (кратко рассказав о принципах медиации и получив согласие от участников конфликта), выяснить историю конфликта, понять сможет ли он самостоятельно урегулировать конфликт, сориентироваться – урегулировать конфликт прямо сейчас, на месте или договориться встретиться с участниками позже, оперативно передать информацию о конфликте в службу.

Медиатор-ровесник может встретиться с конфликтом на перемене, на внеклассных мероприятиях, в спортзале. В этом случае, в статусе дежурного – он вмешается в конфликт, а в статусе медиатора поможет участникам конфликта разрешить его более эффективным способом.

Начинать практическую деятельность медиаторов-ровесников необходимо с работы во время дежурств по школе, с наблюдения и оценки поведения ребят, оценки «конфликтности» ситуации. Затем планируется обучить медиаторов-ровесником определенным приемам проведения переговоров и алгоритмам задавания вопросов в ситуации конфликта сторон, которые помогут решить возникшие проблемы. Следующим шагом будет совместное со взрослым проведение медиаций, затем – самостоятельная работа.

Инструменты и способы оценки эффективности деятельности Службы школьной медиации

Это одно из важнейших направлений работы. В настоящее время эффективность оценивается с использованием количественных показателей (количества конфликтов, урегулированных с применением процедуры медиации, описания форм и объемов работы по направлению «Школьная медиация»). Мы планируем в следующем учебном году использовать опросники для изучения психологического климата в учебных коллективах, тесты коммуникативной компетентности, стратегий поведения в конфликтах для оценки групповых и индивидуальных изменений, обусловленных работой по программам Служб школьной медиации.

Медиатора приглашают для урегулирования конфликта как правило в случаях, когда традиционными способами конфликт разрешить не удается, конфликтующие стороны пишут жалобы, ситуация накаляется, информация о конфликте распространяется за пределами организации. Возможность урегулировать школьный конфликт в своей Службе медиации, пригласив в качестве медиатора специалиста из школы или специалиста из Психолого-медико-социального Центра, представляется очень важным фактором в повышении комфортности, безопасности и гуманности образовательной среды.